#Новости #Культура #Образование

На «Башлачёвском семинаре» в ЧГУ выяснили, почему наука сопротивлялась исследованиям рока и какова роль Череповца в его развитии

24.05.2015 11:01 696 13

В рамках памятных мероприятий в честь культового рок-поэта Александра Башлачева в Череповецком госуниверситете прошел «Башлачёвский семинар», посвященный русской рок-музыке и рок-поэзии.

Участниками встречи стали представительные персоны из Москвы и Санкт-Петербурга: писатель, драматург и режиссер Лев Наумов, журналист, продюсер, автор книг о русском роке Андрей Бурлака, культуролог, бывший участник группы «Звуки Му» Александр Липницкий и доктор филологических наук Юрий Доманский. Направлял дискуссию в нужное русло профессор ЧГУ Александр Чернов.

«От Башлачёва невозможно оторваться. Этот человек феноменален, гениален. За четыре года он сделал так много, на что другие поэты тратят целую жизнь. Два периода творчества, кризис — все очень плотно. И было все совсем недавно, поэтому обозримо так или иначе», — задал тон дискуссии Лев Наумов, биограф Башлачева.

Профессор РГГУ Юрий Доманский филологическим исследованием русской рок-поэзии занимается с конца 1990-х, участвует в конференциях, издает специализированные сборники. Среди любимых авторов — Башлачёв, Гребенщиков и Высоцкий.

«Филологи могут и должны изучать все, что связано с роком. В Австрии, Германии, русисты изучают русский рок еще с 90-х, дипломные работы пишут, диссертации. Нам же пришлось столкнуться с сопротивлением научного сообщества, — вспоминает Юрий Доманский. — Сейчас наши студенты проводят различные рок-исследования, даже изучают обложки рок-альбомов. В июне три диплома будет защищаться по рок-альбомам — по Арбенину, Арбениной и Цою. В конце 1990-х даже о курсовой по року не думали. Теперь же это нормально, наоборот, порой обвиняют в архаизме: что вы все о Цое, он давно был, пишите про группу «Louna».

Александр Липницкий развеселил аудиторию, вспомнив несколько историй из выступлений группы «Звуки Му», но вернулся к теме семинара:

«С рок-поэзией у меня отношения непростые. Помнится, как-то писал статью о рок-музыке для детской энциклопедии, мучился-мучился и в итоге пришел к выводу, что рок-тексты не существуют в отрыве от перфоманса, музыки, что и делала на сцене в свое время группа «Звуки Му».

Андрей Бурлака, автор многочисленных книг об истории рока, поделился с присутствующими знаковым историческим событием: в 2015 году русский рок отмечает 50-летний юбилей.

«История происходит не где-то там далеко, мы все участники истории. Призываю всех стать летописцами, фиксировать все, что происходит вокруг. Я посещаю концерты примерно с 1970 года. Если бы я тогда записывал, когда и где что-то происходило, кто на каком инструменте играл, какие песни пели, история нашего рока была бы более полной. Но я записывать стал только году в 80-м, но мне посчастливилось написать большую историю питерской рок-сцены. Так что вы, молодые ребята, запоминайте, записывайте».

На российской рок-сцене, по мнению Андрея Бурлаки, Череповец город далеко не последний. И не только благодаря Башлачёву.

«Еще в 1978 году в журнале «Клуб и художественная самодеятельность» вышла целая статья о череповецких самодеятельных группах. Группы эти назывались «Белые грифы» и «Новое время». Потом появились «Рок-сентябрь», Саша Башлачёв. Все это происходило здесь, на этих улицах, а может, и сейчас что-то подобное происходит, рождаются будущие рок-звезды».

Горячее обсуждение вызвал вопрос из зала о том, как отличить настоящую рок-поэзию. Ответить попытался Юрий Доманский:

«После Башлачёва, Майка Науменко, Янки, раннего БГ ничего эпохального ждать, во всяком случае, пока, не стоит. Но четкой модели, определяющей жанр — рок это или нет, пока нет. У Башлачева в стихотворении «Мы льем свое больное семя» есть цитата из Блока, один из коллег мне сказал, что Блока, конечно, изучать стоит, но зачем изучать планктон? Под планктоном он имел в виду Башлачёва. Но ведь биологи не только китов изучают, но и планктон. А по поводу Башлачёва с годами стало ясно, что это совсем не планктон, а один из могучих китов. Наряду с Науменко, Егором Летовым, Цоем, Гребенщиковым. Изучать нужно все — со временем поймем, что было планктоном, а кто стал китами».

Прошедший семинар стал лишь одним из мероприятий, приуроченных к году Александра Башлачёва в Череповце. Сегодня в Ледовом дворце откроется уникальная фотовыставка, иллюстрирующая золотые годы легендарного Ленинградского рок-клуба. В 17 часов там же начнется фестиваль «Время колокольчиков» с участием групп «Чиж и Ко», «Пилот», «Сурганова и оркестр», «Крематорий». Специально для фестиваля соберется вместе и легендарная группа «Рок-Сентябрь».

Анастасия Корсакова