В очередном интервью с мэром Юрием Кузиным мы расскажем о благоустройстве Череповца: о парковках, парках, набережной — обо всем том, что объединяет и примиряет два иногда враждующих лагеря, автовладельцев и пеших горожан.

— Юрий Александрович, тема парковок в нашем городе, наполненном автотранспортом, одна из самых болезненных, конфликтных. Автомобилистов нещадно гоняют с газонов и с обочин дорог, штрафуют. Когда начнется реализация неоднократно анонсированной вами программы решения этой проблемы?

— Мы запускаем пилотный проект по организации парковочной инфраструктуры. Суть в следующем: есть рассчитанная потребность в машино-местах внутри микрорайона (мы, естественно, исключаем возможность парковки на газонах). Там, где есть социальные объекты, муниципалитет расширяет парковки и создает дополнительные парковочные места за счет бюджетных средств. Жителям домов, ТСЖ предоставляется возможность принять решение по расширению своих парковочных пространств. Там, где город по закону может участвовать в финансировании реконструкции дворовой территории, он примет участие. Плюс на этой территории мы выделяем земли резерва под создание парковок для бизнеса. Вопрос по конкретному микрорайону решаем полностью. И только потом начинаем аналогичную работу в следующем микрорайоне. Получается на одной территории сочетание всех видов стоянок и парковок: парковки на придомовых территориях по решению ТСЖ или УК; частные парковки — то, чем бизнес занимается, плюс мы выставляем на аукцион дополнительные земли; муниципальные парковки как альтернативные. Причем прорабатываем стандарт муниципальной парковки — это охрана, видеонаблюдение, освещение, ограждающие конструкции и регламент содержания этой территории.

— Есть такая идея, чтобы со временем, через несколько лет, хорошо оборудованная муниципальная парковка перешла в частные руки, конечно, при этом она станет платной. Но люди уже убедятся, что это удобно и безопасно — ставить машину в легальном месте. Когда и где начнет реализовываться эта идея?

— В этом году мы стартуем с двумя проектами. По 104-му микрорайону уже абсолютно точно определились. Сейчас выбираем пилотную площадку в Заягорбском районе. Если мы увидим успех в реализации этого проекта, то следующими на очереди будут территории в Индустриальном и Северном районах.

— Сомневаюсь, что бизнес заинтересуется предложением. Процент загрузки платных парковок очень низкий, они практически живут на грани закрытия, существуют благодаря дополнительным мелким услугам — помыть машину, колеса заменить, мелкий ремонт сделать.

— Это потому, что большинство машин стоит на газонах и вдоль улиц. Это неправильно, и мы с этим активно боремся административными методами.

— А зачем? Автовладельцы приводят в пример европейские города, где машины паркуют на ночь вдоль улиц. Да, тесно, да, трудно разъехаться, но зато машинка рядом с домом.

— А зачем создавать проблемы, когда можно грамотно их решить? В Европе свои особенности — ограниченная возможность организации парковок. У нас, слава богу, свободные территории есть. Как раз тот пример, который вы приводите — что созданные парковки загружены на 30%, — свидетельствует о том, что люди не используют парковочные площади.

— Допустим, кому-то придутся по вкусу организованные «места хранения» личного автотранспорта, но многие не откажутся от привычки ставить машину во дворе. Люди жалуются, что новые микрорайоны за Шексной по-прежнему застраиваются очень тесно. Почему это происходит?

— Архитектурная норма определяет по каждому типу дома размер парковочного пространства исходя из расчетного норматива: количество квартир, процент автомобилизации. По новым правилам жилищного строительства предусмотрены абсолютно другие, чем раньше, нормативы по ширине проездов, парковочным местам. Конечно, застройщики зачастую пытаются сэкономить деньги, уменьшив необходимые площади. Но мы с ними боремся. Это позиция управления архитектуры. Или совместно ищем приемлемое решение. Например, жилой комплекс для военных на Советском проспекте, который в сентябре будет сдан. Когда обсуждали строительство домов, достаточно высотных для этого микрорайона, встал вопрос: какое количество парковок будет создано? На этой территории в полном объеме выполнить норматив не удавалось, поэтому муниципалитет предоставил дополнительно земельный участок для парковки. Точно так же решаем и по другим территориям.

— Одно время активно обсуждалась идея пересадить как можно большее количество горожан на общественный транспорт, чтобы снять проблему с парковками в деловой части города. В какой сейчас стадии эта идея?

— В данном случае это вопрос предпочтения горожан. Задача муниципалитета — сделать общественный транспорт доступным, в том числе и по цене, комфортным, безопасным. И для этого в Череповце многое сделано. У нас общественный транспорт, в отличие от многих городов России, ходит строго по графикам, с выдержанным интервалом движения, с прогнозом прибытия в определенное место. С точки зрения безопасности, технического состояния тоже много что делается. Поэтому у горожан есть возможность выбирать, на чем и когда ездить. Я знаю, что многие работники предприятий выбирают именно общественный транспорт, несмотря на то, что у каждого есть альтернатива. И здесь какими-то жесткими мерами действовать нельзя — только предлагая варианты. Мы сделали еще далеко не все для того, чтобы у людей была альтернатива, но работа эта идет. Ведь те же самые европейские города при наличии очень высокого процента владельцев машин возвращаются к идее восстановления общественного транспорта, в том числе трамвайных путей, потому что перегруженность улиц затрудняет передвижение по городу. И мы, развиваясь по этому пути — по пути увеличения количества личного транспорта, — с такой проблемой уже сталкиваемся, с годами она будет еще острее. Но решать ее какими-то жесткими запретительными мерами неправильно — у людей должен быть выбор.

— Юрий Александрович, давайте поговорим о том, что изменилось в жизни парков. Например, в городском парке дорожки проложены, освещение сделано, скамейки стоят, парк работает до десяти вечера, там проводится масса спортивных мероприятий. Как я понимаю, сейчас дошла очередь до парка 200-летия?

— Хотя череповчане часто жаловались, что в городе некуда пойти с детьми, негде погулять, у нас есть целый ряд зон отдыха — скверов, парков, которые, конечно же, требуют благоустройства, организации пространства, установки спортивных площадок, детских игровых городков, наполнения жизнью. Именно эту практическую задачу мы и поставили перед собой — сделать все рекреационные зоны комфортными, благоустроенными, безопасными для горожан. И это цели не десятилетий — это цели сегодняшнего и завтрашнего дня. Что мы последовательно и делаем. Здесь несколько проектов. В порядок привели парк КиО, Комсомольский парк, в этом году планируется выполнение работ в парке 200-летия — по крайней мере, начнем. Парк Победы — готовим второй этап его реконструкции. Там очень интересное наполнение этого проекта будет. Усадьба Гальских и территория набережных. Это целый комплекс мероприятий. Причем задача стоит — каждый объект наполнить содержательно, то есть не просто привести парк в порядок, отчитаться и забыть, а заинтересовать предпринимателей, учреждения культуры, чтобы они могли оказывать услуги горожанам. Еще одну задачу решили — по безопасности отдыха. Когда начинали реконструкцию Комсомольского парка, помню, мы приезжали туда с журналистами, они сказали: вам с этим контингентом — а там сидели пьяницы на скамейках — никогда не разобраться, потому что это основные посетители парка, и они тут останутся навсегда. Но благодаря нашим целенаправленным усилиям ситуация поменялась за очень короткий промежуток времени.

— То есть горожане пошли в парки?

— Мне, как череповчанину, очень приятна та атмосфера, которая начала складываться в парках. Туда приходят семьями, причем видно, что пожилые люди сидят на скамеечках, и молодые родители с детьми тут же. Я себе именно так и представлял, когда ставил перед коллегами задачи по реорганизации этих зон отдыха. Парки — это не только шумные развлечения, карусели и так далее. Это и комфортная среда, когда человек имеет возможность спокойно посидеть, отдохнуть, послушать птиц. Я говорил, не надо перенасыщать инфраструктуру парков, они разные должны быть. Парк развлечений — это одно, рекреационная зона — это другое. Такие островки природы в шумном промышленном городе человеку нужны. Чтобы не ехать за 20—50 километров для общения с природой.

— Туристический причал — это водные ворота Череповца. Сейчас теплоходы причаливают возле Октябрьского моста. Вернется ли причал на Ягорбу в районе Соборной горки?

— Мы не отказались от идеи основного причала в районе Соборной горки. И думаю, в процессе строительства набережной причал там будет организован. Но не исчезнет и тот причал, которым сейчас пользуется туристическая компания возле Октябрьского моста. Причем этот причал удобен для компании, поскольку он близок к судовому ходу и не требует сложных манипуляций для перестроения судна. Но там есть и ограничения: три-четыре судна, как в других городах, друг к другу встать уже не могут, потому что очень близко судовой ход. В районе Соборной горки это как раз возможно, но там потребуются и дноуглубительные работы, и берегоукрепление. Постепенно мы сделаем это.

— Набережная в классическом понимании этого слова пойдет от Ягорбского моста до Октябрьского? Людей волнует, что там планируется проложить дорогу и исчезнет эта почти пешеходная зона.

— Набережная захватит практически всю береговую зону. И дорога будет. Но не скоростная — дорога для организации подъездов и проездов. Это в большей степени будет объект, ориентированный на организацию зоны отдыха, комфортного пребывания горожан и гостей города.

— Когда будет?

— Планируем в следующем году начать.

— А когда можно будет погулять по набережной?

— Я бы не стал называть оптимистичные сроки. Дело в том, что значительная часть средств вкладывается еще и представителями бизнеса. Они земельные участки будут брать с обязательствами по благоустройству и содержанию прилегающих территорий. Желающие есть. Семь инвестиционных проектов прошли экспертную защиту и получили право на включение в проект «Городская набережная».

— Как будет решен вопрос с федеральной собственностью, в частности со строением лесомеханического техникума, которое стоит на самом берегу?

— Никаких проблем не возникает. Часть строений уже передана муниципалитету вместе с земельными участками под ними.

— А еще археологи опасаются, что строительство набережной у моста повредит места, где можно проводить плодотворные с точки зрения науки раскопки.

— Места предполагаемых стоянок древних людей, те территории, которые представляют интерес для археологов, будут зарезервированы. У нас нет задачи перекопать все.

— Ясно, что все это будет еще очень не скоро.

— Все — может быть, и не скоро. Но то, что можно сделать уже сейчас, мы делаем, не дожидаясь лучших времен. Меня очень порадовал берег Ягорбы между автомобильным и железнодорожным мостами, после того как муниципалитет там все вычистил. Сколько себя помню (были еще времена, когда там деревянная больница речников стояла), там всегда были какие-то густые страшные заросли. Я сегодня посмотрел — совсем другая картина. Убрали подрост, старые сухие деревья, мусор, выкосили траву. И Ягорба совершенно по-другому открылась. Когда берега рек приведем в порядок, не дожидаясь строительства набережной, они будут открытые, безопасные — вы увидите, что народ туда потянется, это будут излюбленные места отдыха.

— Как вы относитесь к тому, что судовладельцы по-прежнему ставят свои суда и суденышки в запрещенных местах, например у Октябрьского моста?

— Во-первых, очень хорошо, что у нас вообще есть владельцы этих суденышек — это увлеченные творческие люди, а творческие люди всегда мыслят немножко по-другому, не в формате законов, разрешений: романтики есть романтики. И в данном случае задача, которую я перед коллегами ставлю, — поработать с ними так, чтобы создать законную инфраструктуру для обслуживания катеров и яхт, а не вступать в конфликты и противоречия. Незаконно они не имеют права поступать — это правда. Но и загонять их в какие-то жесткие рамки — тоже неправильно.

— Читая подобные интервью, люди, бывает, откликаются раздраженно: мол, рисуете нам воздушные замки, а мы хотим жить в комфортном городе уже сейчас. Что бы вы им ответили?

— Я тоже очень хочу, чтобы Череповец стал более комфортным прямо сейчас, в ближайшие год-два. Но город постоянно зажат в ресурсах. У нас каждый бюджет расписан до копейки по обязательствам. И когда мы обязательства планируем на год, понимаем, что на развитие остается очень мало. Это на самом деле очень сдерживающий фактор. Если бы у нас было больше ресурсов, то при реализации существующей программы развития Череповец бы в очень короткий период времени мог поменяться кардинально. Над этим мы тоже постоянно работаем. У нас сложились конструктивные отношения с областью, Олег Александрович (Кувшинников. — ред.) в курсе наших планов и поддерживает их. Когда руководство города плодотворно работает с руководством области, когда этим же занимаются череповецкие депутаты в Законодательном собрании, когда они активно работают с избирателями, доносят их пожелания, мнения, настроения до власти, у Череповца появляется больше шансов быть услышанным.

Елена Бегляк, газета «Речь»