Кондуктора «двойки» Марию Фёдорову многие череповчане знают в лицо: в автоколонне она работает больше 20 лет. О хмурых и веселых, спокойных и агрессивных, трезвых и пьяных пассажирах, счастливых билетах, зайцах и «а с пятитысячной сдача будет?» Мария Фёдорова рассказала cherinfo.ru.

Кондуктор Мария Фёдорова

— Мария Алексеевна, как вы стали кондуктором?

— Случайно. Я из Курской области, в Череповец приехала с мужем, он у меня военным был. Сначала работала на кондитерской фабрике бригадиром-глазировщиком. Все конфеты проходили через меня — «Птичье молоко», «Гуси-лебеди»… Но пришли лихие 90-е, и работа стала нестабильной: то есть зарплата, то нет. Муж к тому времени умер после долгой болезни, я осталась одна с детьми. Решила уйти с фабрики, деньги семье были очень нужны. В 1995 году устроилась в автоколонну контролером, отработала десять лет, потом попала под сокращение. Но дома просидела недолго — через год позвали обратно, уже кондуктором. Так по сей день и работаю.

— Расскажите, как проходит обычная смена.

— Автобусы работают в две смены. Первая длится с утра до трех часов дня, а вторая — с трех до полуночи. Если работаю в первую смену, то вставать приходится в три часа утра. В 4.15 я уже должна стоять на остановке, где меня забирает дежурный автобус. Приезжаем в автоколонну, беру в кассе билеты, отмечаюсь в диспетчерской. В 5.35 начинается рабочий день — выезжаем на нашей «двойке» с Олимпийской в ДОК. Все строго по минутам. Туалет и обед — в отведенный обеденный час. Бывает, уборку в салоне делаю. Вообще, для этого есть специальная бригада, но я так, для себя. Печки протираю, поручни. Ведь приятнее, когда вокруг чистота.

— Сложно работать кондуктором?

— Основная нагрузка на ноги. Бывают дни, когда так много народу, что и присесть не получается. К вечеру колени гудят и болят. Врачи говорят, это от постоянной вибрации автобуса. Молодым, наверное, полегче, но мне уже 65. Ну и с людьми, конечно, сложно. Я постоянно в контакте с ними, а все очень разные, каждый со своим настроением, со своей энергетикой, под каждого надо подстраиваться. Бывает, нет у человека настроения, и он всю агрессию и злобу выливает на меня. Это очень непросто выносить, ведь ответить тем же не можешь — это работа, нужно держать себя в руках.

— Конфликты с пассажирами случались?

— Конечно. Правда до полиции дело редко доходило. Обычно буянят подвыпившие. С ними бывает достаточно поговорить по-доброму, ласково. Часто у человека от такой реакции случается ступор, и агрессия пропадает. Я вообще не люблю скандалить и кричать. Считаю, что добрым словом можно добиться большего, чем кулаками.

Кондуктор Мария Фёдорова

— Кондуктор Виктор Лукьянов из Санкт-Петербурга считает, как и вы. Он борется с зайцами необычным способом — дает им конфеты, считая что после угощений у безбилетников просыпается совесть. А вы часто ловите зайцев и как с ними боретесь?

— Зайцем проехать в нашем автобусе непросто. Мне со своего места всех входящих хорошо видно. Да и память на лица за годы выработалась. А про кондуктора этого я слышала. Тоже ношу в кармане горсть карамелек, правда, не для безбилетников. Бывает, ребенок плачет, а родители не могут его успокоить. А детский плач в переполненном автобусе — то еще испытание для нервной системы. Подойду к малышу, угощу конфеткой, глядишь, и успокоился. Однажды два рыбака ехали после рыбалки и поругались прямо в автобусе. Помню, им тоже по конфетке выдала, сняла накопившееся напряжение.

— Часто бывают такие случаи?

— Постоянно. И опять же, чаще с выпившими. Недавно зашла захмелевшая парочка молодых ребят. Один из них говорит: «Я у вас все время езжу. И вообще я вас люблю! Не выйду из автобуса, буду с вами кататься». Я в шутку отвечаю: «И я вас тоже люблю! Оставайтесь, покатаю до 15 часов!». Так и перешучивалась с ним всю дорогу, веселили остальных пассажиров. А иногда я сама начинаю развлекать народ: хожу, песенку напеваю, люди начинают улыбаться.

— Неужели улыбаются? В автобусах обычно лица хмурые, серьезные…

— А у меня не так. Свои проблемы и негатив я оставляю дома, а на работу приношу хорошее настроение и улыбку. Улыбаюсь людям — они отвечают мне тем же. Вообще считаю, что ко всем нужно изначально относиться хорошо, с добротой, тогда и тебе ответят тем же. Это непросто, но я стараюсь.

— Говорят, сейчас молодежь редко уступает место в транспорте. Это так?

— Уступают, правда, не все. Иногда сидит парень, а рядом стоит старушка с сумкой. Мне становится неловко, подхожу и прошу: «Молодой человек, уступите, пожалуйста, место женщине». Он спохватывается, встает: «А почему она сама не попросила? Я бы сразу уступил». Молодые все с телефонами сидят, смотрят в них, а происходящего вокруг не замечают.

Кондуктор Мария Фёдорова

— Вы верите в счастливые билеты?

— Сама не верю. А пассажиров, которые верят и собирают их, часто вижу. Помню, когда работала контролером, подошла к солидному мужчине, спрашиваю билет, а мужчина руками развел и говорит: «Не могу предъявить, съел я его, счастливый был билет». И свидетели подтвердили, что съел, прилюдно. Что тут поделать? Посмеялись вместе. Наверное, люди хотят верить в чудеса, это хорошо.

— Как лучше оплачивать проезд — мелочью или купюрой? Что для вас удобнее?

— Удобнее, чтобы без сдачи. После зарплаты дают крупные купюры, а я заранее меняю свои же деньги. Монеты в один и два рубля — самые ходовые в работе.

— Что изменилось в общественном транспорте за последние десять лет?

— Стало больше автобусов. Помните, раньше были старые желтые икарусы? Их было мало, и они постоянно ломались. А сейчас автобусы новые, комфортабельные. И маршрутов прибавилось, людям удобнее добираться стало в любую часть города.

Вообще считаю, что ко всем нужно изначально относиться хорошо, с добротой, тогда и тебе ответят тем же.

— Молодежь идет работать кондукторами?

— Да, сейчас в автоколонну много молодых пришло. Но все — девушки. Мужчины крайне редко идут работать контролерами и кондукторами. Всего два или три парня на этих должностях в нашем городе есть. Думаю, зарплата их не устраивает.

— Дети не говорят, что пора завязывать с работой? Ведь тяжело на ногах весь день.

— Конечно, дети и внуки уговаривают оставить работу. Но что я буду дома делать? Дачи у меня нет, а просто сидеть и киснуть в четырех стенах не могу — характер не тот. Люблю людей, общение, постоянное движение. С одной стороны, устаешь на работе, а с другой — заряжаешься какой-то силой, настроением. Недавно мальчику-второкласснику не хватило рубля, чтобы заплатить за проезд. Открыл карман, а там дырка — выпал рубль. Он расстроился, а я успокоила и заплатила за него этот рубль. Мальчик обнял меня и поцеловал в щеку. Вот за такие моменты я люблю свою работу!


Ольга Тычкова