В Череповце спустя шесть лет начали возрождать парашютный спорт: при Молодежном центре открылась школа «На взлет». Прыгать с парашютом учатся 25 юношей и девушек, трое учеников уже выпустились. Аллен Бойков, начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы в региональном аэроклубе ДОСААФ и преподаватель школы, рассказал cherinfo, почему людей тянет в небо, каково прыгать с воздушного шара, сколько нужно готовиться к прыжкам и как новичкам помогают преодолеть страх высоты.

— Аллен, зачем люди приходят прыгать?

— Причины разные: модно, доказать товарищу, получить новые ощущения. Поэтому к нам идут люди из разных сфер и слоев. Вот богатые, которые добились много чего в жизни, идут к нам за новыми ощущениями. Был у нас один бизнесмен. Пришел весь угрюмый, а после первых прыжков окрылился. Улыбка теперь до ушей. Прыгает, счастлив и прекращать не хочет. Некоторые говорят, что это адреналиновая зависимость. Наверное, и это есть.

— То есть один раз прыгнешь и уже не остановиться?

— Со мной именно так. Это профессиональная деформация, а еще адреналин. Поэтому парашютисты ищут развлечений везде, чтобы получить тот самый адреналин. У моего отца почти девять тысяч прыжков, ему 54 года, но он постоянно хочет в небо. Леонардо Да Винчи не зря сказал: «Испытай один раз полет, и твои глаза навечно будут устремлены в небо». Это на самом деле так. А было сказано, когда еще и не летали особо.

— Вы опытный парашютист, инструктор, а в каком возрасте вы впервые прыгнули с парашютом?

— Впервые прыгнул в пять лет в тандеме с отцом. Эмоций не запомнил. Наверное, я даже не понял, что произошло. Но с тех пор на аэродроме бывал регулярно. Первый самостоятельный прыжок совершил в 13 лет, в августе 2007-го. Радостно так летел, но оказался в лесу — весил-то я мало. Вот с того дня потихоньку началась моя парашютная карьера. Я буквально жил на аэродроме, он стал моим вторым домом. Волнение при прыжках и боязнь были, это нормально, но я собирался и прыгал. Так и пошло. Сейчас уже 1 600 прыжков на счету. Кстати, сейчас прыжки разрешены только с 14 лет.

Был у нас один бизнесмен. Пришел весь угрюмый, а после первых прыжков окрылился. Улыбка теперь до ушей.

— У вас были какие-то проблемные прыжки?

— Первый мой неудачный опыт был на девятом прыжке: отказал механизм, парашют не раскрылся. Паники не было, я машинально отработал запасной парашют. Даже испугаться не успел. Осознание пришло только на земле. Год назад был очень сильный ветер, до 15 метров в секунду. Мы летели с «пассажиром» на запасную площадку, а приземлились в кукурузу. Протащило нас знатно по полю, запомнилось хорошо. Было еще показательное выступление, тоже при очень сильном ветре. В расчете десантирования допустили ошибку, и мы открылись прямо над городом. Представляете, оживленные улицы, машины… Парашюты скоростные, по системе крыла: больше 15 метров в секунду горизонтальная скорость и вертикальная такая же. Площадь парашюта восемь квадратных метров — это «носовой платочек». У десантного — 100 «квадратов». Сначала испугался: как сесть, куда? Люди и дома везде, провода и светофоры! Вырулил, опыт спас.

— А были необычные прыжки?

— Самый незабываемый — из воздушного шара. Это было в Вельске. Мы ждали этого два года. Там есть предприниматель, у него самый большой воздушный шар в России. Погода была как по маслу: штиль, ни облачка. Управляющий поднял шар на два километра. Я шел вторым, отделялся от шара лицом ко всем, спиной вниз. А там скорости почти нет, в отличие от самолета. Это как отделиться от балкона! Мы привыкли, что подхватывает поток воздуха, а тут идешь спиной, не видишь, что внизу, и нет той скорости. У меня взорвалось все внутри, я перевернулся — как кошка! А от этого получил ярчайший приток адреналина! Приземлился счастливым. Думаю, что такого прыжка у меня никогда больше не будет. Был закат, ни одного облака — красиво! И незабываемый адреналин.

— Долго нужно готовиться к прыжку?

— Для первого прыжка достаточно трех с половиной часов занятий. Человек самостоятельно сможет прыгнуть. Изучается самое главное: отделение от самолета, открытие парашюта, внештатные ситуации. Для некоторых это как аттракцион. В день мы можем до 40 человек бросать в воздух. А вот в советские времена допуск можно было получить только после двухмесячной подготовки. А сейчас все на потоке. А для прыжка в тандеме требуется всего 15 минут подготовки. Только инструктаж, остальное сделает инструктор, а вы получите море эмоций.

— Бывалые парашютисты рассказывают, что ощущения от полета необыкновенные…

— Человек привык иметь опору под ногами, а выпрыгнул — и нет ничего! Первые чувства — растерянность, смятение, начинаешь хватать ртом воздух, будто вода в рот попала, начинаешь задыхаться, тонуть, срабатывает бассейно-оборонительный рефлекс. А потом это ощущение начинает проходить, дыхание выравнивается, и наступает эйфория от полета. Но самые крутые эмоции, когда в воздухе уже можешь полностью насладиться полетом, всеми красками вокруг. Бывает, с «пассажиром» падаешь с большой высоты, закрываешь глаза, расслабляешься и чувствуешь всё вокруг себя, просто осязаешь. Или эти красивые закаты и восходы, эти краски… Это не описать словами, это надо испытать! Часто спрашивают у людей, какие эмоции они испытали от прыжка. Но первые эмоции вообще не запоминаются — так мозг устроен. Всё внимание настроено на то, что должен сгруппироваться и так далее. Или сплошной негатив в голове: что-то случится, парашют не раскроется! Нормальные эмоции приходят с последующими прыжками.

— А если ученик боится прыгать, что делаете?

— Бывает, что новичок перед прыжком упирается всеми конечностями. С таким «пассажиром» прыгаем спиной. Это наша фишка. Я считаю, нельзя отказывать новичку: он потом будет переживать, что не исполнил мечту. Бывает, что просят подтолкнуть: «Помогите, помогите!». Толкаем. Потом на земле благодарят.

Набор в школу «На взлет» идет постоянно. Записаться можно по номеру
+7 911 509-96-01 у Юлии, инструктора по парашютному спорту
(со вторника по четверг с 18 часов).

— Раньше подростки приходили в парашютный спорт через ДОСААФ. А как теперь обстоят дела?

— Сейчас детям не на кого равняться. Но два года назад я создал военно-патриотический клуб. К нам приводят ребят мамы-одиночки. Ребенок почти потерян: сначала облизывали, а теперь не знают, как на него управу найти. У меня есть отец, на которого я равняюсь. Он мастер спорта международного класса, чемпион России по греко-римской борьбе. У других таких примеров нет. Поэтому патриотические клубы важны. Мы привлекаем к аэроклубу ребят, чтобы они захотели летать, прыгать с парашютом. Да не только ради этого! Пытаемся их научить любить Родину, быть полезными стране, найти свое место в жизни. С детскими домами занимаемся, с трудными подростками. Сколько наших ребят училища летные закончили, на аэробусах летают, в частной авиации работают! Мужчина должен служить Родине.

— В Череповце ДОСААФа больше нет?

— В Череповце богатая история парашютизма — благодаря Валерию Анатольевичу Кутузову. Он всем сердцем болел за это дело. Но мы потеряли аэроклуб. В Матурино был мощный аэродром, проводились зональные соревнования. Здорово, что в Череповце опять начали пропагандировать парашютный спорт. Вот в Молодежном центре открылась школа. Будем помогать, развивать, схватимся за Череповец. Есть спрос — люди хотят прыгать. Будем восстанавливать славное прошлое: научим здесь, условия уже созданы, но придется пока в Вологду ездить для прыжков, но это же не тысяча верст, можно преодолеть ради мечты.


Людмила Макарова