Анастасия Тушенкова работает вторым пилотом на авиапредприятии «Северсталь». Ей всего 25, а она уже налетала больше 500 часов. Летает из Череповца в Архангельск, Мурманск, Апатиты, Екатеринбург, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Москву.

Когда лучше лететь на автопилоте, а когда — «на руках», какие часы обязаны носить пилоты и почему жить и работать в Череповце удобно, Анастасия Тушенкова рассказала cherinfo.

Девушка-пилот

Малыш CRJ-200

В Череповце я летаю на CRJ-200. Пилотировать эту модель училась во Франции, в городе Морле. На стажировку меня отправила авиакомпания. CRJ-200 распространен в Европе, инструкторами были французы, учили на английском. Я переживала, будет ли все понятно, особенно в технической части. Но они не носители языка, поэтому проблем не возникло.

CRJ-200 считается малышом, хотя и весит 20 тонн. В будущем я хочу управлять самолетом покрупнее, вроде Ту-204 или Ту-214. У отечественной техники огромный потенциал, и я верю, что она будет развиваться. Хочу летать на самолетах, в которых чувствуешь себя летчиком.

В самолете как дома

После отметки в 350 часов стала чувствовать себя за штурвалом уверенно. Это совсем небольшой опыт для пилота, но в самолете чувствую себя как дома. Нравится, что нам разрешается пилотировать «руками». В некоторых авиакомпаниях это запрещено. На автопилоте контролируешь только приборы и системы, а мы можем летать в ручном режиме или на автопилоте.

Чтобы стать командиром воздушного судна, нужно налетать не меньше 1 500 часов. Я всегда думаю, как бы поступила в той или иной ситуации на этой должности. В авиакомпании относятся ко мне серьезно. Если я себя покажу, то смогу стать командиром.

CRJ-200LR — региональный самолет, выпускается канадской компанией Bombardier. Способен летать в сложных метеорологических условиях и в условиях высокогорных аэродромов. Развивает скорость до 860 километров в час. Дальность полета — 3700 километров. Вмещает 50 пассажиров. Экипаж CRJ-200 — два пилота и один бортпроводник.

Женщина за штурвалом

Раньше женщина за штурвалом вызывала страх, а теперь скорее восторг. Когда командир приветствует пассажиров, иногда он говорит, что вторым пилотом лечу я. Иногда заходят бортпроводницы и говорят, что пассажиры передают мне свое восхищение. Я не ожидала такого, думала, Череповец — небольшой рабочий городок, где странно отнесутся к тому, что женщина начала летать. Но встретила обратную реакцию — восторг и восхищение. Прилетаешь в те же Апатиты, выходишь к пассажирам, а они улыбаются и здороваются, говорят, что рады меня видеть. Это так приятно!

Украшения под запретом, помада разрешена

Нам выдают форму по меркам. Верхняя одежда и головной убор бывают зимними и демисезонными. Обувь должна быть черного цвета — классические туфли. Про каблуки в руководстве ничего не написано, но управлять самолетом в туфлях на каблуках невозможно, как и в юбке. В самолете есть педали, которыми задается направление вправо или влево, каблуки, как и на «механике» в автомобиле, будут мешать.

Насчет косметики: я и в жизни почти не крашусь, поэтому вопросов на этот счет не было. Думаю, должен быть ухоженный внешний вид, как у бортпроводников. Нигде не прописано, сколько наносить теней, но никто ничего не скажет, если использовать помаду. Другое дело с украшениями: они под запретом. Кольцом или браслетом можно зацепиться за рычаг, а длинными ногтями неудобно нажимать на кнопки. Часы обязательны, с секундной стрелкой. Время в авиации очень ценно, мы постоянно его контролируем. Так же и при отработке аварийных ситуаций на тренажерах. Например, в случае разгерметизации необходимо засечь время действия кислородного оборудования.

Выдохнуть — только после работы

В наших самолетах не предусмотрена автоматическая посадка на случай сложных метеорологических условий: мы снижаемся и садимся в ручном режиме. Сильный боковой ветер, снег, туман, плохая видимость делают посадку сложнее. Такое случается везде: в Москве и Петербурге, тем более на севере. Боковой ветер задает угол сноса, с которым идешь до самой земли. Только в самый последний момент нужно убрать его, чтобы попасть ровно на полосу и прокатиться по ней прямо. Это нужно практиковать. На эшелоне «летит» автопилот. С ним полёт во время болтанки и турбулентности проходит более комфортно и точно. Посадка, наоборот, проходит мягче в ручном режиме.

Во время работы важно поддерживать концентрацию, не расслабляться. Это я поняла еще во время стажировки. Однажды мы летели в 23 часа, я представляла, что скоро буду дома. И вдруг произошла нештатная ситуация. В такие моменты нужны все ресурсы, чтобы принять правильное решение. С тех пор я всегда оставляю запас энергии до конца полета. Концентрация внимания, оперативная память очень важны: постоянно анализируешь ситуацию на борту и за бортом, погоду. Выдохнуть можно только после работы.

Почему Череповец

В Череповец я переехала в январе 2022 года. Здесь начала заниматься большим теннисом. Давно хотела, но в Петербурге, где я училась, это дорого. В Череповце нашла хороший корт и тренера. Я в восторге от Камерного театра и его труппы. Постоянно хожу на спектакли, нравятся премьеры и классика. Однажды была во Дворце металлургов на шоу цирка «Супер-Скок», тоже очень понравилось. Была на выступлениях стендаперов, пару раз на выставках в Художественном музее. Конечно, после Русского музея, который я обожаю, он кажется маленьким, но можно оценить работы местных художников.

А еще Череповец недалеко от Москвы и Петербурга, для меня это большой плюс: 40 минут, и могу увидеть родных.

В авиакомпаниях мира примерно 10% пилотов — женщины. В России в пассажирской авиации работают, по разным оценкам, около 100 профессиональных пилотесс.

Детская мечта — потрогать облака

Сначала я хотела стать врачом, архитектором, а в восьмом классе решила стать спасателем и вытаскивать людей из пожаров. Сказали, что вряд ли получится: обычно женщины в этой профессии — бухгалтеры или психологи. Тогда родители нашли в Новосибирске кадетский корпус имени Покрышкина с авиационным уклоном. Они уже набирали девушек, мне там понравилось. Я подала документы, прошла медкомиссию, сдала нормативы.

Кадетский корпус — лучшее место для профподготовки. Там я училась с 9-го по 11-й класс. Была лётная практика, в том числе на планерах и самолете Як-52. Я налетала 12 часов. Этого достаточно, чтобы понять, правильный ли выбор сделан. Первый полет запомнился: инструктор показывал фигуры высшего пилотажа. Летали около Барнаула на высоте 500−600 метров. С детства мечтала потрогать облака. Поговорили с инструктором. Конечно, в облака залетать не рекомендуется, но мы залетели, я открыла форточку и высунула руку. Было здорово! Когда приземлились, землю под ногами не чувствовала.

Нас учили выходить из штопора, делать петлю Нестерова. Мне было 16 лет! Мы прыгали с парашютом. Это обязательная практика, но пилотам она не нравится. А мне прыгать понравилось. Вопрос, куда пойти дальше, не стоял: поступила в университет гражданской авиации в Санкт-Петербурге.

7 из 27

В кадетском корпусе в классе было четыре девушки из 25 учеников. И это был рекорд! В университете в группе было 7 девушек из 27 студентов. Но раньше училось и того меньше: 1−2 девушки на 100 человек. Профессия пилота становится популярнее среди женщин.

Искать работу я начала на четвертом курсе. Есть одно обстоятельство: считаю, что пилот должен управлять воздушным судном, а не быть его оператором. Поэтому хотела поехать на Север и поработать на самолетах вроде Як-40 или L-410, попрактиковать пилотирование, стать профессионалом. Альтернатива — научиться пилотировать «Боинг» и большую часть полета проводить в авторежиме. Там, конечно, есть свои трудности, потому что сам самолет сложнее, но хотелось летать «на руках». Наставник отговорил ехать на Север из-за суровых условий: женщинам там непросто. А потом я узнала про авиапредприятие «Северсталь», и оказалось это именно то, что я искала: разрешается летать и «на руках», и на автопилоте.

После полета позвонить маме

Я уже десять лет связана с авиацией, родители приняли факт, что я пилот. Мама поначалу сопротивлялась, особенно когда я собиралась стать военным летчиком. Уговаривала пойти работать пилотом вертолета, тушить пожары. Мой пыл умерился, а когда я выбрала гражданскую авиацию, она выдохнула. Когда прыгали с парашютом, звонила ей только после прыжка. Когда начала летать без инструктора — после полетов. Если бы сказала до, она бы переживала и нервничала. Конечно, я и сейчас ей звоню после каждого полета.

В этом году череповецкому аэропорту исполнится 90 лет. Первый аэропорт находился в Матурино, теперь — в 25 километрах от Череповца, рядом с Ботово. За полеты отвечает авиапредприятие «Северсталь». В авиакомпании работают 396 человек, в том числе 60 пилотов. В авиапарке восемь самолетов: четыре CRJ-200 и четыре RRJ-95.


Семен Мануйлов