Ольга Ушанова: из крановщиц в звезды ТВ
Она стала популярной задолго до появления интернета и соцсетей. В 1960—80-е годы в Вологодской области Ольгу Ушанову знали без преувеличения все. Ведь тогда на телевизоре было всего две «кнопки», и местные новости люди узнавали из газет и от дикторов телеэфира.
Именно таким диктором была Ольга Ушанова. В интервью cherinfo она рассказала, как при зарплате в 110 рублей умудрялась выглядеть модно и почему тогда на съемки звали заводчан, а не высоких чиновников.
Ольга Ушанова родилась в деревне Пугино Кадуйского района. Родители были учителями: мама вела русский язык и литературу, отец — физику и математику. На телевидение попала случайно в 1959 году. Работала много лет в Череповце, затем в Ставрополе. Общий телестаж — 40 лет. Сейчас живет в Подмосковье, но на лето приезжает в родную деревню. В августе 2024 года первая телеведущая Вологодской области отметила 85-летний юбилей.
Как попала в Череповец и на ТВ
Схлопотала три тройки в школьный аттестат, поэтому поступать в вуз постеснялась. С рабочим стажем можно было поступить в институт вне конкурса, поэтому поехала в Череповец в техучилище № 4. Меня определили в мастера по сборке железобетонных изделий и конструкций. Тогда в Череповце активно строили панельные дома, нужны были специалисты.
Занималась самодеятельностью, в клубе строителей участвовала в драмкружке, вела концерты.
Руководитель драмкружка предложил пойти на конкурс дикторов. Сказал, что я фотогеничная, у меня хорошая память. Мама всегда учила говорить правильно, оберегала от деревенского говора. Еще я всегда с интересом слушала радио, знала всех дикторов, слушала, как они говорят.
На пробах руководитель телестудии Галина Мазанова дала прочитать статью из газеты и еще один текст, а затем стихи. На этом всё закончилось. Они молчали, а я стеснялась спросить. Только потом узнала, что в конкурсе участвовали около 200 человек.
Работала я на монтаже стана «2000». Как-то во время смены приехала машина, попросили спуститься с крана. И прямо в рабочей одежде отвезли в телецентр. Вокруг центра тогда были котлованы, а через ямы перекинуты мосточки.
Была запланирована передача к завершению строительства центра, а ведущий заболел, передачу попросили провести меня. Я тогда еще ничего не понимала в телевидении, но пообещали, что всё напишут, нужно только представить нескольких человек. Согласилась.
Про работу в телецентре
После открытия телецентра начали собирать команду. Ездили в Ярославль, обещали сотрудникам квартиры. Обратились и ко мне. Нужно было тестировать оборудование, и меня позвали каждый вечер вести передачи. В программе были художественные и документальные фильмы, киножурналы, концерты.
Я тогда работала на кране до шести вечера, а программы нужно было вести в семь. Меня отпускали со стройки в пять. Бежала на трамвай, чтобы доехать до дома, переодеться, умыться. И к семи шла в телецентр. Так прошел месяц, потом меня позвали в штат. Пошла к начальнику цеха увольняться, а он не отпускает, говорит, что нужно строить, а танцевать будешь потом. Дождалась приезда управляющего. Тот сказал, что крановщиков найдут, а вот дикторов среди крановщиков найти будет потруднее.
Как искала контакт с телезрителями
Тогда в Череповце населения было не больше 100 тысяч человек, телевизоры были далеко не у всех. Во время живых концертов я видела зрителей, их глаза, реакцию, аплодисменты прилетали, когда еще договорить не успевала. А на телевидении говоришь непонятно кому.
Только потом, на курсах в Москве, объяснили, как выходить в эфир: нужно вспомнить надежного товарища, с которым хорошие отношения, и всё рассказывать как бы ему. И важно, чтобы это были не мама, муж или родственник, а человек со стороны. Тогда получится душевный контакт.
Тогда дикторы, режиссеры и операторы раз в пять лет должны были ездить в Москву повышать квалификацию. Сначала курсы были на Шаболовке, потом в Останкино. С нами занималась Ольга Высоцкая, другие дикторы. Начитывали на камеру новости, просматривали записи и говорили, на что обратить внимание. Так мы совершенствовались.
Как учила Ольга Высоцкая, перед выпуском новостей хорошо бы представить фотоальбом. На первом фото пожилой человек с орденами, ветеран, на втором — симпатичный молодой человек, на третьем — женщина с красивой прической, на четвертой — ребенок. И каждую новость рассказывать им. Так нас учили распределять эмоции.
Как училась выглядеть стильно на маленькую зарплату
У дикторов на местном телевидении были маленькие зарплаты, у меня было 110 рублей. Спасала мама — она была хорошей портнихой. Каждый лоскуток могла использовать, чтобы сшить мне кофточку или манишку. Еще помогала свекровь: покупала в Ярославле ткани и присылала в Череповец, потому что в ателье было очень дорого. Потом Москва начала выделять по 100 рублей на два года, чтобы сшить одежду. Но этого хватало на одну-две кофточки из ситца. На два года мало. Выходила из положения — использовала то, что было: сегодня шарфик, завтра платок, послезавтра жакетик, а затем другой платок. Однажды меня спросили, какая же у дикторов зарплата, раз они чуть не каждый день меняют одежду. Значит, мои уловки сработали.
Телевидение было черно-белым, поэтому ярко-красная помада смотрелась бы черной.
Прически я делала у одного и того же мастера на Ленина. Ее звали Валентина Стволина. У меня довольно тонкие волосы, но в то время в моду вошли шиньоны, парики, косы. И она делала мне пышные прически, используя весь доступный арсенал. Сначала я тратила на это свои деньги, а потом на прически начали выделять деньги, стало полегче.
Гримеров не было, но в Москве рассказали, что купить и как использовать. Руководитель телестудии Галина Мазанова не разрешала никакого грима. Говорила, что красота должна быть естественной. Телевидение было черно-белым, поэтому ярко-красная помада смотрелась бы черной. Одежда тоже должна была быть однотонной. Когда перешли на цветное телевидение, начали использовать хромакей. Поэтому нельзя было надевать, к примеру, синюю одежду — она сливалась с фоном, в кадре оставалась только говорящая голова.
Про иммунитет к звездной болезни
У нас на севере народ скромный, так что зазвездиться тут было сложно. На улице зрители могли просто поздороваться или улыбнуться. Никаких автографов, всё спокойно и скромно.
Был случай в магазине напротив телестудии: кто-то сказал, что там выкинули колбасу, все наши пошли, я тоже. Встала в очередь, очередь большая, но меня позвала коллега, которая была ближе. Объяснила, что я диктор и мне некогда стоять. А я застеснялась и убежала из магазина. Вечером зашла в тот же магазин за продуктами, и тут продавец достала палку колбасы из-под прилавка. А на витрине уже и в помине нет — всё раскупили. Было стыдно, но я взяла: нужно же семью кормить.
Про ошибки и любимые передачи
У меня была хорошая память, запоминала текст быстро. Но хотелось оторваться от букв и произнести всё, глядя прямо в камеру. Тут-то и случались ошибки. Если редактор вносил правки, некоторые предложения оказывались несогласованными. Опыта у меня не было, так что я спотыкалась. Нужно было не просто читать текст, а продумывать его, вчитываться в смысл.
Больше всего мне запомнились первые выпуски. Была передача о блокаде Ленинграда, тронула меня до слез. Читали стихи Ольги Берггольц. Перед эфиром мне дали текст, по диагонали пробежала и вышла в эфир. А когда начала читать в эфире, почти расплакалась. Последний абзац даже не дочитала, потому что точно не выдержала бы. Потом извинялась.
В наше время во всех выпусках новостей главными героями были металлурги и строители. Чиновники и начальство в эфире появлялись редко. Поэтому я и полюбила телевидение. Приятно говорить о людях, которые хорошо работают. Помню, приезжает коллега со съемок с завода, усталая, а глаза блестят. Рассказывает, с какими крепкими и хорошими людьми познакомилась.
Вообще, в редакции мы все дружили. Коллеги были людьми культурными, образованными. За все годы работы не было ни одного недоразумения. Когда уезжала из Череповца, расставались тяжело.
Как телевидение стало семейным делом
Мой муж, Рудольф Павлович, был оператором, тоже работал на телевидении, сначала в Ярославле, затем в Череповце. Здесь у нас и случился роман. Он говорил, что разглядел меня через камеру. Он был хорошим оператором, мастером своего дела.
Старшему сыну Максиму сейчас уже за 60. Он работает на НТВ в Пятигорске. С детства постоянно был на студии, учился в Ярославле в политехе, но увлекался фотографией.
В Ставрополь мы переехали в 1987 году. Перед этим мужа перевели в корпункт в Вологде, он работал в программе «Время». Потом перевели в Ставрополь, а я поехала следом. Там телевидения еще не было, так что я пошла на радио выпускающим редактором, а затем и диктором. Мне было уже 48. Там я проработала до пенсии, но и потом вела передачи и концерты по заявкам. Наработала 40 лет стажа!
Чего не хватает нынешним ведущим и журналистам
Всем, кто сейчас приходит в профессию или уже работает, пожелаю обращать внимание на культуру речи. Язык засорен модными словечками, неологизмами, которые не всем понятны, особенно старшему поколению. А молодежь, которой всё это близко, редко смотрит телевизор. Хочется, чтобы у ведущих настольной книгой был словарь ударений и чтобы они обращались к нему как можно чаще.
Обидно, что русский язык теряет свое величие. Жаль, что дикторская школа распалась. Не раз зрители жаловались, что многих журналистов понимать очень сложно: тараторят, не хватает грамотности. Но сейчас другое время, другой темп жизни. Тем не менее я считаю, что в эфир можно выпускать только грамотных журналистов, обученных базовым вещам.
Семен Мануйлов